Среда, 08.01.2025, 11:42Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории каталога

Список пользователей

Посмотри


Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Может быть ты???

Наш опрос

Лучшая каркасная байдарка
Всего ответов: 31

Статистика

Дневники и рассказыДневники и рассказы
Главная » Статьи » Водяные истории

Северное сияние и Семь лиственниц. Путешествие по реке Собь.

Автор: Nata


дневник

Когда вы начинаете планировать куда пойти в поход? Мы - зимой. Вот и февраль 2004 года не стал исключением. Собрались у меня на кухне в пятером и стали думать, а куда бы нам рвануть летом. Вариантов море и у каждого свои пожелания. Обязательное условие всех наших походов - это рыбалка. Достали кучу рыболовных журналов и начали изучать чего же там пишут. Мнения разделились. Я хотела в Карелию, Олег на Чукотку, Юра в Эвенкию (ха, а мы то там были), Витя на Байкал, Андрей на Алтай. Вот и как выбрать маршрут, чтобы всем угодить. И тут случился судьбоносный звонок. Позвонил наш товарищ Дима, который в это самое время находился в командировке на краю света в славном городе Салехарде. Узнав о наших мучениях, он предложил маршрут по какой-нибудь реке Полярного Урала.  А что? Это идея. Начали искать, что пишут в журналах и что говорят в Интернете. Рассматривалось несколько вариантов, но в итоге путем случайного жребия решено было ехать на реку Собь. В общем-то место весьма попсовое. Довольно таки не сложная доступность, много туристов и много местных. Ну уж коль решили, то решили. Начали собираться. В Итоге от команды из пяти человек нас осталось трое:

Олег Салахутдинов

Наталья Кайгородова

Юрий Петрушин

Ехать пришлось с пересадкой. Одно радовало, что на все поезда у нас были билеты. Слався отечественная железная дорога. В дороге естественно ничего не делали. Пересадки были не сложные. Между поездами время было буквально по 5-6 часов. Самым колоритным был последний поезд Воркута-Лабытнанги. Такой небольшой составчик, вроде бы из трех или четырех вагонов, совершенно не останавливающийся на некоторых станциях. Вот и нам пришлось на ходу буквально закидывать наши неподъемные рюкзаки в вагон. Ощущения не хилые. Поезд идет очень медленно, но по весьма живописным местам. Меня завораживали горы. Красивые, не такие как в Эвенкии или на Байкале.

Иногда прямо из окна видно реку. В общем нам не терпелось.

Хочу немного сказать о средствах сплава. В связи с нашей малочисленность решили катамаран не тащить и взяли с собой резиновые лодки, причем на каждого по лодке. Лодки экспидиционные, с усиленным дном и дополнительной проклейкой резиной баллонов.

День 1.

Станция Собь встретила нас очень приветливо. Ярко светило солнце, но было слегка прохладно. И самое неприятное, что как только мы вышли из вагона, то на нас с жадностью набросилась мошка. Срочно пришлось применять средства защиты от гнусных насекомых. От станции до реки идти буквально метров 200. вдоль всего берега куча мусора, причем сплошные железяки и куски какой-то арматуры. Накачивать лодки очень даже опасно. Долго искали место по приличнее. И вот спустя 1,5 часа с момента высадки мы вышли на воду.

Такой нам увиделась Собь в первые минуты путешествия по ней

Немного поизучав карту решили в первый день поупираться и пройти побольше. Наша цель устье ручья Восточный Нырдвомэншор. Река течет сначала на юго-восток, затем забирает на юг. Справа все время тянется массив с горой Поуркеу. Виды очень красивые и идти не тяжело, только постоянное ветвление реки на рукава

 и большое количество шивер не дает расслабиться. Часа через три массив справа уходит, снижаясь, в лес, слева небольшая горка, вся из битого камня, теснит ж/д к самому берегу. Река огибает горку на левом берегу и выходит на прямой участок, с которого открывается великолепный вид на массив Райиз.

Тут справа в Собь и впадает искомый ручей. На берегу непосредственно перед его устьем в кустах приличная стоянка. Обнаружив ее пустой, мы  встаем лагерем. Уже здорово похолодало и на воде становится прохладно. Высаживаемся и озабоченно кидаемся на поиски дров. Изрядно побегав нам удалось насобирать кое каких дровишек. Установили палатку и уселись у костра. Буквально минут через 40 из неоткуда с ревом появился автомобиль Урал. Оттуда вышло два небритых совершенно пьяных аборигена. Стрельнули у нас покурить, поинтересовались куда держим путь и дико матерясь так же исчезли в некуда. Легли спать.

День 2. Дневка

 Утро радовало солнечной погодой и после завтрака я и Олег решили сходить в радиалку, а Юра остался на хозяйстве и расчехлил свой спиннинг. Хотели забраться на массив Райз. Далеко и высоко забраться не удалось, но места по красоте просто поражали. Луга, ручьи, горы, в общем было от чего впасть в восторг. Вид сверху открывался просто сказочный.

Уставшие, но довольные после почти 10 часовой прогулки мы вернулись в лагерь. За это время Юра осваивал реку на предмет наличия в ней рыбы. Скажем так улов был весьма средний, но все же был. Он поймал штук 6 средних хариусов. Ловил на самодельные мушки, причем из моих же волос. Часть рыбы запекли, а часть съели свежесолененькой. Уже совсем поздно мимо нас прошла целая колонна туристов на байдаках. Весело поприветствовали друг друга. В скорости уснули.

День 3.

Выходим около 10 часов. Приближаемся к очень живописному отрезку пути. Река тут очень близко проходит к массиву Райз. Видим небольшие водопады. На противоположном берегу стоят вчерашние туристы. Машут нам. Решили не останавливаться и идем дальше. Места очень красивые.

Немного не доходя поселка Харп останавливаемся на обед. Кидаем спиннинги. Примерно за час каждый поймал по парочке некрупных хариусов. Отправляемся в путь. Погода меняется. Появляются тучи. Примерно через полчаса появляется поселок Харп Северное сияние.  

Название красивое, но не более того. Вид мрачный, сплошные колючие проволоки. Только золотой купол за тюремной оградой выделяется из общего мрачного фона.

Практически за тюрьмой поворот реки с первой ступенью порога, за которым вскоре следует вторая. Первый порог мы прошли легко, только я все время пищала. Было и страшно и азартно. На второй ступени немного нас промочило. Приблизились к мосту через реку и остановились, дабы с берега получше рассмотреть  предстоящую ступень харпского порога

В принципе лодки у нас надежные, но было реально страшновато. Решили рискнуть. Пошли между двух камней по струе. Олег проскочил легко, Юру слегка побило о камень, я чуть не померла со страху, но все закончилось вполне благополучно. Вскоре после непродолжительного пути встали на стоянку. Стоянка неплохая, берег галечный. С дровами небольшой напряг. Снова пришлось побродить по местности.

Немного перекусив приступили к рыбалке. Долго ничего не могли поймать. Потом Олег выловил приличного хариуса

К вечеру наловили на уху.  Вообще на этом отрезки реки ничего кроме хариуса поймать не удалось. Это обидно. Легли спать и уже ночью услышали, что начался дождь. Ночью было очень холодно.

День 4.

Утром погода была пасмурная и сырая. Вышли поздновато, примерно около 12 часов. Встретили местных рыбаков. Такие колоритные личности. Они нас угостили рыбой. Мы отказывались, но они настояли. Поболтали с ними о жизни за пределами полярного круга и двинули дальше. Река Собь на этом участке имеет характерную скобу - сначала русло идет на запад, потом на юг, потом на восток.

Остановились на обед возле какой-то реки. Вроде бы Хамней. Немного половили рыбу. Юрка поймал штук 10 хариусов. Просолили и уложили в мешок. Двинули дальше. И тут увидели кучу народу. Туристы и на байдарках и на катамаранах. Подсчету количество людей не поддавалось. Да уж, наши предположения о попсовости реки оправдались полностью. Быстро прошли и двинули к намеченной цели к устью реки Хараматлоу. Остановились недалеко от места впадения Хараматлоу в Собь, недалеко от нас стояли люди. Поужинав легли рано. Сильно доставала мошка.

День 5. Дневка.

Как обычно оставив Юру на хозяйстве ушли с Олегом гулять вдоль реки Хараматлоу. По дороге встретили ребят из Москвы они переносили свои байдарки и вещи, хотели пройти гагаринский порог. Мы присоединились к ним, помогли нести вещи. Порог прикольный, на  наших лодочках было бы тут не сладко.

Вернулись в лагерь поздно, наверное около 11. по дороге насобирали морошки и вечером сварили компот. Юра же отрывался по рыбалке. Сварили уху и запекли рыбу с картошкой в фольге. Устроили праздник живота.

День 6.        

Вышли поздно. Дул сильный ветер. Было от него и холодно и радовало, что мошку сдувает просто на раз. Река сильно замедлела течение и стала вообще похожа на обычную равнинную.

Шли на веслах долго и упорно. Остановились в весьма удобном месте. Ветра не было и солнце припекало так, что даже рискнули искупаться. Острые ощущения, но приятные. Разбрелись по берегу в поисках щучьих ям. Собрались уже к самому вечеру с кучей трофеев.

Делали шашлык и щуки. Очень вкусно. Только вот чтобы его сделать пришлось побегать поискать дрова. Но нам не страшен серый волк и мы добыли столь дефицитный в этих местах продукт. Обожравшиеся легли спать.

День 7.

Встали рано. Приготовили щуку и поев выдвинули вперед. Река вообще казалось стоит на месте. Гребли тяжело, сильно доставал гнус. Было довольно тепло. Но часа через четыре нашего путешествия набежали тучи и заморосил дождик. Встали на стоянку. От холода зуб на зуб не попадал. Натянули тент и сели греться тем что было. Часа через два стало ясно, что сегодня уже никуда не пойдем. Кое как установили палатку, натянули дождевики и разбрелись в поиска дров. Кое как развели костер и приготовили горячую еду. Напиток дня - горячий чай с водкой. Согрелись. Когда засыпали дождь шел просто как заведенный.

День 8.

Утром вставали тяжело. У меня болело горло. Олег с Юрой пошли прогуляться по окрестностям. Насобирали каких-то ягод и сварили компот. Практически весь споили мне. Было вкусно, но в тот день во время сплава каждые полчаса приходилось делать остановку, дабы мне избавиться от утреннего питья. Солнце иногда высовывалось из-за туч, а так весь день было пасмурно и холодно. Хорошо, что хоть без дождя. Вечером встали рано и сразу же отправились на рыбалку. Щука ловилась как заводная и на блесну и на джиг. Практически всю рыбу выпустили. В результате взвешивания самая крупная щука потянула на 12 кг 750 гр. Приготовили уже привычное блюдо уха и запеченная с картошкой рыба.

День 10.

Встали поздно и тяжело. Долго шатались по берегу. Когда уже собрались уходить на лодке приплыли местные рыбаки. Стрельнули у нас сигарет. Надо сказать, что мы сами не курящие, а сигареты брали  с собой для улучшения коммуникации. Как показывает практика - это правильное решение.  Они подсказали нам как и где лучше пройти. Шли тяжело на весла с сильным встречным ветром. После продолжительного поворота ветер меняется на боковой и можно хоть немного отдохнуть. Начал моросить дождь и принимаем решение встать лагерем. Кое как нашли подходящее место.

Места не очень живописные.

Юрка бродил по окрестностям под дождем. Я с Олегом сидела под тентом и жувала вяленую щуку. Она скорее была просто соленой, чем вяленой, но было очень вкусно. Юра вернулся с ягодами. Сварили компот. Немного половили рыбы, но клевало плохи, да и мокнуть сильно не очень хотелось. Легли спать. Завтра предстоял последний переход.

День 11.

Вылезаем из платки и утро нас встречает холодной и пасмурной погодой. На улице так холодно, что не помогает практически никакая одежда. К моменту выхода становится немного яснее и даже изредка появляется солнце. Это радует. На воде немного мешает идти боковой ветер. По пути встречаем местных на лодке с мотором. Выясняем  как можно добраться до Салехарда или Лабытнангов. Выяснилось что мы опоздали на катер и если нам повезет, то можем успеть на какой-то грузовой корабль. Активно сидим на веслах. Вскоре появился Катравож. Пока Юра остался сушить лодки я с Олегом пошла на разведку. Какой то местный мужик сказал что за 5 тыщ нас довезет на моторке. Мы отказались в виду простого страха. На оби была довольно высокая волна и было просто не безопасно. Нашли какой-то катер и договорилсиь с ними, что они нас довезут до Лабытнангов. И ровно в 19-40 отчалили в путь. Надо сказать что команда катера была в стельку пьяная. Видимо это нормально, потому как сколько ездили на таких корабликах в глухой местности, ни разу не видели экипаж трезвым. Сначала мы причалили в порт Салехарда, причем зачем я так и не поняла, потому как никто из корабля не выходил. Минут через 15 стоянки пошли на противоположный берег в Лабытнанги.

От пристани до вокзала шли пешком. Долго и тяжело. Начинал моросить дождь и поднялся сильный ветер. Если бы не груз у нас за спиной, то мы бы замерзли. Пришли на железнодорожный вокзал.

Купили билеты.  По совету кассира отправились на ночлег в гостиницу. Вообще город нам понравился. Чистенький и ухоженный. Мне очень понравился город. Кстати Лабытнанги в переводе это «Семь лиственниц» красивое название.

На ночь остановились в гостинице «Семь лиственниц».

 Горячая вода и мягкая постель. Кайф.

Утром на такси за 100 рублей доехали до ж.д. вокзала и погрузились в свой вагон.  Все - дорога домой. Поход окончен.

Ну что сказать, в общем поход нам понравился. Погода была сносной. Маршрут не сложный, рыбалка удалась. Мало уделили внимания пешим радиалкам, хотя хотелось посетить водопады и побольше полазить по массиву Райз. Гнуса много, так его везде много. Еще я бы побывала в  городе Лабытнанги. Интересный городок. Так что река Собь, протекающая по Полярному Уралу нами покорена.



Источник: http://gaba.good.ru
Категория: Водяные истории | Добавил: foxconn (22.01.2008) | Автор: Nata
Просмотров: 1987 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 2
2 drNeubauer  
0
Во второй половине августа нет никакой мошки, как правило.

1 foxconn  
0
Маршрут - попса, но для начинающих не плохо...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2025 |